Об упаковке: идея, проектирование, полиграфия
![Илья Кохас](/upload/resize_cache/main/1bd/104_104_2/4y3ec9zvvdgntgxm4jot3c168l3yl8du.jpg)
Главный редактор
Если речь идёт о реализации брендового товара, который давно известен покупателям, то в большинстве вариантов, внешние изменения его упаковки будут самыми незначительными.Из радикальных вариантов можн...
Если речь идёт о реализации брендового товара, который давно известен покупателям, то в большинстве вариантов, внешние изменения его упаковки будут самыми незначительными.
Из радикальных вариантов можно вспомнить только историю брендового плавленого сыра «Виола», который радикально поменял цвет своей упаковки с основного белого, с включениями жёлтого и синего, на красный с небольшими элементами белого и синего. Но этому шагу предшествовала агрессивная массированная реклама, которая включала весь спектр информирования – от национальных СМИ до полиграфической и аудиорекламы в супермаркетах. Кроме того, обильно заполненные полки с ярко-красным товаром было тяжело не заметить.
![](http://static1.squarespace.com/static/54105305e4b0ca2d73096590/5679110769492e98e2c673fc/581b0403725e2564c2ec3e61/1478165515523//img.jpg)
![](http://static1.squarespace.com/static/54105305e4b0ca2d73096590/5679110769492e98e2c673fc/581b0418725e2564c2ec4098/1478165535273//img.jpg)
Совет: стоит проанализировать цветовую гамму товара ближайших конкурентов, чтобы попытаться выбрать стандартную упаковку с нестандартным, но привлекательным для потребителей цветом. По поводу привлекательности цвета очень многое решают, как ни странно, модные подиумы. Но это видимая часть айсберга. Потому что, в конечном счёте, всё решают текстильщики, которые выпускают трендовые буки своей продукции на ближайшие сезоны. Среди предложенных образцов тканей байеры выбирают наиболее перспективные, по их мнению, и делают заказы на необходимые им партии. Из этих же тканей шьются модели, относящиеся к высокой моде. Пока готовятся показы, массовое швейное производство работает полным ходом, рассчитывая на маркетинговый успех в оптовой и розничной торговле именно в тех основных цветах, которые были выбраны закупщиками тканей. Ориентируйтесь на упаковку своего товара в приближении к таким цветам – люди хорошо реагируют на то, что их делает модными, актуальными, даже если речь идёт об упаковке сока.
Комментарий: многое зависит от палитр, которые выпускает компания Pantone. Многие ориентируются на их цвета, когда речь идет о фирменном стиле, для которого необходимо, чтобы полученный при печати оттенок полностью соответствовал заявленному.
Кстати, о соке. Есть примеры удачных маркетинговых ходов, когда использовали отсутствие цвета. Например, в своё время, Одесский завод детского питания выпустил абсолютно белую упаковку для всех соков, на которой был цветным только шрифт, отличающийся по цвету для каждого сока (зелёный – яблочный, красный – томатный, фиолетовый – сливовый и пр.).
![](http://static1.squarespace.com/static/54105305e4b0ca2d73096590/5679110769492e98e2c673fc/581b079fd2b857d06f6b3113/1478166450955//img.png)
Смена стратегии произошла на фоне буйства красок, использования фудфото, применения дорогих пигментов «металлик», прочих затратных полиграфических решений среди таких компаний, как «Сандора», «Jaffa». Этот гениальный и невероятно лаконичный ход производителей сока из Одессы привлёк покупателей, в несколько раз увеличив продажи конечным потребителям, расширив группу лояльности к своей продукции стабильно высокого качества.
![](http://static1.squarespace.com/static/54105305e4b0ca2d73096590/5679110769492e98e2c673fc/581b07c7e4fcb5b11495eb0b/1478166481202//img.jpg)
Вторая история об упаковке сока из Англии. Молодая команда собрала необходимые средства для стартапа на Kickstarter, которые им позволили стать успешными производителями сока, а если точней, то фруктового пюре, которое сейчас принято называть модным словом «смузи», под торговой маркой «Innocent Fruits» («Невинные фрукты»). В этом случае, использовались самые модные цвета, интересная графика и необычные истории из жизни фруктов.
Сейчас иногда такие товары называют хипстерскими, т.е. нарочито простыми, яркими, но достаточно лаконичными в использовании визуальных эффектов. Они должны быть модными, отличающимися, интеллектуальными, но при этом лёгкими для понимания, имеющими историю и не терпящими шаблонов.
![](http://static1.squarespace.com/static/54105305e4b0ca2d73096590/5679110769492e98e2c673fc/581b07e66b8f5bc983187e66/1478166542093//img.jpg)
Кстати, авторы этой идеи немного слукавили при поиске инвесторов: они обещали снижение себестоимости товара, благодаря снижению цен на упаковку в части дизайна и полиграфии, что не вполне соответствует действительности конечного продукта. Но «победителей не судят», ведь, благодаря креативности команды разработчиков упаковки, проект развивается и приносит отличную прибыль.
Вывод: желая повысить конкурентность своего товара при помощи упаковки, можно действовать совершенно противоположными способами.
A: Известный бренд может радикально изменить узнаваемые на протяжении десятилетий цвета упаковки товара, сделав её более агрессивной (замена белого на красный), при проведении активных рекламных кампаний и мероприятий по сохранению группы лояльности (акции, буклеты, фирменные призы).
B: Можно быть в самом мейнстриме, ориентируясь при заказе упаковки на модные сезонные цвета, которые будут в новых коллекциях промтоварной группы. Это наиболее важно при заказе упаковки для ритейла одежды, обуви, аксессуаров, но применимо и к другим группам товаров, включая косметику, бытовую химию и продукты питания.
C: Отказ от цвета, на фоне яркости конкурентов, минимальное использование полиграфии для шрифта с самой необходимой информацией о товаре, а также его идентификации по видам при помощи используемого оттенка в тексте на упаковке.
D: Упаковка может быть ультрамодной по цвету и использованию графических элементов дизайна, но при этом неброской («припылённые» яркие цвета), интеллектуальной по наполнению необычной информацией.
Вы можете выбрать любую из стратегий, или же придумать новую, собственную и гениальную, в зависимости от ваших возможностей, задач и позиционирования в своём сегменте рынка.
От идеи – к воплощению
После определения главной идеи дизайна упаковки необходимо переходить в практическую плоскость. В соответствии с брифом, необходимо:
A: Изучить все осуществленные в конечном продукте сходные идеи, чтобы не повториться, придумывая новое.
B: Изучить все подходящие продукты, чтобы в своём проекте упаковки использовать всё лучшее из них так, чтобы никто не обвинил вас в нарушении авторских прав.
Комментарий: первый путь более труден и тернист, потому что у дизайнера может случиться эффект «выгорания», когда ему может начать казаться, что не осталось неосуществленных идей. Второй – не всегда морален, как и любой, даже скрытый, плагиат. Как, к примеру, это можно увидеть в последнее время на рынке СНГ, где упаковка шоколада некоторых компаний стала до неприличия напоминать фирменный стиль известнейших швейцарских производителей уровня «Lindt».
![](http://static1.squarespace.com/static/54105305e4b0ca2d73096590/5679110769492e98e2c673fc/581b08f49f7456744444ce60/1478166779614//img.png)
Таким же приёмом пользуются китайские промышленные дизайнеры, создающие образцы моделей бытовой техники, которая полностью повторяет формы и цветовую гамму уже давно представленных на рынке марок с качественным товаром. Так же обстоят дела и с брендингом, когда азиатские производители используют немецкие названия, а компании из СНГ – итальянские. Эти манипуляции вводят потребителя в заблуждение, когда его привлекает упаковка товара именно этими элементами узнаваемости.
Важным элементом узнаваемости бренда является его лого, которое обязательно присутствует на упаковке. Поэтому при его создании и согласовании необходимо следовать следующим правилам:
- выбирать для лого реальный материальный объект;
- делать его реалистическое изображение;
- постепенно стилизовать его;
- остановиться на графическом решении, которое будет балансировать на грани максимально простой графики рисунков с минимально допустимой узнаваемостью изображаемого объекта.
Проект упаковки разрабатывается поэтапно, начиная с эскизов, согласованных с заказчиком, продолжая чертежами для высечки упаковки и определением точного цвета по пантоновским палитрам для готового промышленного образца.
Серия промышленных образцов должна пройти испытания, подтвердив требуемые параметры качества, надёжности в качестве тары для конкретных продуктов.
При создании уникального продукта необходимо его запатентовать, чтобы обезопасить себя от недобросовестной конкуренции и посягательств на авторское право. Такой патент можно впоследствии выгодно продать, либо получать дополнительные доходы от роялти.
Совет: не забывайте, что оформление патента является затратным мероприятием, как по финансам, так и по времени. Поэтому позаботьтесь заранее обо всех формальностях, чтобы вас не опередили конкуренты.
Серийное производство упаковки предполагает позитивный эффект от выполнения предыдущих этапов. Главной задачей для серийного производства является поиск исполнителя и сырья, где важен баланс между оптимальной рыночной (региональной) ценой услуги и сырья с гарантиями её качества, оперативности выполнения заказа.
Особенности полиграфии для упаковки
При заказе услуг по подготовке макета к полноцветной печати и серийного выпуска упаковочной продукции следует обращаться к крупным предприятиям с современным оборудованием, наработанными процессами, логистикой, конструкторским бюро и др.
Вы должны совместно с дизайнером провести цветокоррекцию, ориентируясь на коды номеров палитры Pantone, потому что то, что вы изначально видите в готовом проекте на экране монитора, будет отличаться от конечного варианта при печати, и нужно добиться, чтобы такие потери в желаемом цвете изображений и самой упаковки были минимальными. Например, для клиентов, которым мы поставляем упаковку с полноцветным изображением, мы делаем цветопробу - максимально приближенный вариант изображения (формат - плакат), которое будет в дальнейшем наноситься на упаковку. Данный шаг сильно помогает минимизировать вероятность ошибки в дизайне и цветокоррекции до старта промышленной партии.
Подводя итог по данному материалу для снабженцев по упаковке, можно сделать вывод о том, что в идеях, воплощении и логистике операций с упаковкой нет неважных мелочей, а успешность всего процесса зависит от:
- подбора персонала отделов снабжения и маркетинга;
- работы дизайнера упаковки;
- использования новаторских идей и оформления патентов;
- правильной рекламной стратегии при помощи упаковки;
- условий сотрудничества с производителями упаковки.
Уверены, что данный материал будет полезен для специалистов по снабжению и маркетингу предприятий.
Рекомендуйте данный материал вашим коллегам, друзьям.
Подпишитесь на обновления блога и важные новости
Похожие материалы
![Говорим о качестве](/upload/resize_cache/iblock/3d1/410_410_2/3d19f5eb3a294ad13a6b5483e79e5b33.jpeg)
Говорим о качестве
Интервью с директором по качеству "Рэмос-Альфа" Креженковым Дмитрием (часть №1)
![Модернизация гофроагрегата на "Рэмос-Альфа"](/upload/resize_cache/iblock/f9b/410_410_2/f9b2bf164a4701e90293be6fabbdb2a8.jpeg)
Модернизация гофроагрегата на "Рэмос-Альфа"
Намедни я попал на видеоконференцию Бориса Каца, Директор департамента технической поддержки компании MarquipWardUnited и Алексея Чистокина, директора компании “Рэмос-Альфа”. Я попросил их расска...
![Говорим о качестве: ноу-хау и человеческий фактор](/upload/resize_cache/iblock/ed9/410_410_2/ed9b6039f4575d8aff30fa56a7561f6b.jpeg)
Говорим о качестве: ноу-хау и человеческий фактор
Продолжение интересного интервью с Дмитрием Креженковым